Гробницы, или катакомбы Рима не так известны путешественникам и не растиражированы многочисленными туристическими справочниками и путеводителями, как Колизей или памятники Ватикана.
Отчасти из-за подобного поведения многих экскурсантов, отчасти для удобства работающих археологов и самых посетителей, коридоры подземных галерей, полных захоронений, разбили на несколько самостоятельно доступных к осмотру комплексов.

Есть городская легенда, рассказывающая о том, что разделение переплетений таинственных ходов было сделано из-за потерявшихся в галереях туристов, которые спустились в древний город мертвых и не поднялись обратно к улицам, полным живых.
Насколько это соответствует реальности, сложно сказать. Однако, в районе вокзала Termini рядом с аркой Porta Maggiore, тоже не входящей в список известных памятников города, есть небольшой бар, в котором собираются местные и куда похаживают работники вокзала и депо.
Помимо того, что это одно из немногих мест в Евросоюзе, где нет помещения для некурящих. Здесь еще все стены увешаны старыми фотографиями времен Муссолини, а угостив компанию пожилых посетителей, можно услышать историю о том, как в 1996 году или в 1994 – здесь мнения расходятся, трое туристов спустились под землю и больше их никто не видел.
Что и как можно увидеть?
Катакомбы Рима, или, как они названы в туристических брошюрах на русском языке – гробницы, подразделяются на:
- Христианские.
- Иудейские.
- Синкретические.
- Дохристианские.
Купить билет, спуститься и осмотреть сегодня можно 6 комплексов, в которых доступно 64 галереи на разных уровнях и с очень продуманной системой освещения, усиливающей и без того зашкаливающие эмоции посетителей.

Посетить можно экскурсии в катакомбы:
- Святой Присциллы;
- Святого Себастьяна;
- Святого Каллиста;
- Святой Домитиллы;
- Святой Агнессы;
- часть комплекса иудейских гробниц.
Это лишь ничтожно малая часть того, что уже открыто – общая официально озвученная протяженность подземного лабиринта мертвых превышает 175 километров. Что же касается количества мертвых, то только в катакомбах Каллиста свыше 170 тысяч захоронений, занявших четыре этажа галерей. Вход в остальные подземелья возможен лишь с разрешения Ватикана и никак иначе, но и в разрешенных для посещений местах можно провести не мало времени.
Катакомбы Святой Присциллы
Этот подземный комплекс находится под улицей Salaria, имеет три этажа галерей и знаменит уникальной комнатой-часовней, расписанной в стиле, позднее ставшим для всего мира византийским. Визуально древняя часовня невероятно напоминает остатки росписей в русских церквях, разрушенных за годы советской власти.

Такие же обрывочные фрагменты, оставшиеся от изображённых сцен, тот же голубь, в качестве символа Святого Духа. И даже предмет особой гордости этих гробниц – одно из самых ранних известных изображений Девы Марии с младенцем – весьма схож с традиционным изображением Богоматери.
Гораздо более интересно не помещение с греческой росписью и греческими же надписями, кстати, великолепно освещенное, настолько, что видно каждую трещинку в красках, более интересны галереи и переходы, появившиеся задолго до того, как будущая раннехристианская мученица родилась.
Учитывая нравы, нормы бытового поведения и традиции римской знати, ведущей свои родословные столетиями, Акилий вполне мог быть одновременно и дядей, и отцом Присциллы.
Акилий Глабрий был видной фигурой в политике того времени, еще в молодости отличился при карфагенских войнах и полностью соответствовал всем представлениям о том, каким должен быть римский консул, кем он и являлся.
Но в 190 году, перед войной с Сирией, оттянувшей силы Рима от Карфагена, Глабрия внезапно смещают с должности консула и заменяют Корнелием Сципионом, гораздо менее подходящим для этого звания, как с точки зрения происхождения и древности рода, так и со стороны личных качеств.
Корнелий либо страдал паранойей, либо у него были какие-то опасения, но без сопровождения легата, которым был его брат Публий Сципион, новый консул не входил даже в покои императора.
А Акилий Глабрий был фактически сослан умирать. Его направили в самое безнадежное место из всех, где шли сражения – к городам Фессалии. Какие цели были у императора – неизвестно, но Глабрий совершил невозможное, и триумфально вернулся в Рим.
За этими фактами, которые есть в каждом учебнике, таится невероятно красивая история любви, без которой не было бы девушки Присциллы, разорванной львами под ликующие вопли толпы на арене Колизея. Кстати, на смерть представительницы одного из древнейших родов Рима пришло поглазеть рекордное количество зрителей, трибуны не смогли вместить всех, это документально подтверждено римскими хрониками.

Пока бывший консул штурмовал фессалийские крепости, юную Присциллу растила его новоиспеченная супруга, которая была христианкой. Знал об этом Глабрий или нет – загадка. Но, скорее всего, верования его мало интересовали.
Где-то в стенах первого уровня коридоров катакомб замурованы вместе бывший консул и его супруга, совместное захоронение было прямым прижизненным распоряжением Глабрия, в котором оговаривалось и то, как именно будет проходить технически подзахоронение одного из супругов к другому, и какие средства на это будут затрачены.
Но план, расписанный до мелочей, не потребовался, они скончались одновременно, как сейчас бы сказали – при невыясненных обстоятельствах, и теперь обречены любить друг друга вечно в самом загадочном и красивом коридоре всего комплекса захоронений.
Экскурсоводы, работающие в катакомбах Присциллы, клянутся всеми святыми, что не раз видели в нижнем уровне эту пару, а вот саму Святую Присциллу – никогда.
Коридор, в котором где-то скрыто захоронение влюбленных, заметно отличается от всего остального оформления этих катакомб. Нижняя часть стены, примерно до метра, выложена кладкой, это видно, так как штукатурка, лежащая на ней, во многих местах просто отвалилась. Вдоль стен находятся длинные скамьи, не полые внутри, это подтверждено ультразвуковым исследованием.

Над камнями кладки — элегантный бордюр. Выше, на светлом, скорее всего когда-то белом фоне — роспись со сценами из повседневной римской жизни. Изображения очень интересны и не несут никаких религиозных сюжетов, ни классических римских, ни христианских.
Но в то время было огромное количество проповедников и верующих, занимающихся тем же, чем и Присцилла. Почему-то императора разозлила именно эта женщина. С момента ее мученической смерти, древний род начал угасать, в отличие от родового захоронения.
В римских катакомбах Святой Присциллы хоронили вплоть до V века, здесь похоронены первые римские папы и многие раннехристианские святые и мученики. Отсюда было вывезено и перезахоронено 32 повозки со святыми мощами и именно здесь находится самое раннее из всех известных изображение евхаристии, то есть сюжета пира Христа, к которому обращались многие живописцы, включая Леонардо.
Сегодня эти катакомбы самые посещаемые и популярные из всех доступных, хотя в каждой из «разрешенных» Ватиканом гробниц есть свои истории, не менее интересные, чем у катакомб Присциллы.
Синкретические
Самые таинственные и мистические из всех и самые «закрытые» с 90х годов. В 70х годах появилась версия, что этот комплекс римских катакомб, который удалось открыть случайно, был местом сбора гностиков, или же – неопифагорейцев.
То есть членов почти что сказочной мистической секты с философским уклоном, действительно существовавшей не одно столетие, и с одной стороны – являющейся продолжением и развитием философских идей Пифагора, с другой – тайным союзом влиятельных людей.
Само сообщество никогда не мешало никому, кроме христиан. Именно после принятия христианства, как государственной религии, неопифагорийцы были объявлены сектой и «угрозой вере и государству». Они подверглись не просто гонениям, а полному уничтожению.
Есть легенда, рассказывающая о том, что последние из них, те, кто не успел скрыться из Рима, заживо замуровали себя в катакомбах, а проходы к этим залам были надежно скрыты четырьмя Хранителями.
Если следовать городской легенде об исчезнувших туристах, то вход в катакомбы с замурованными неопифагорийцами должен быть где-то у вокзала Termini. Точного адреса нет ни в одном путеводителе или справочнике. Но любопытные вполне могут его поискать, использовав новости из газет прошлого века, и ориентируясь на то, что об этих катакомбах напечатано в научной литературе.
В 1917 году во время работ по прокладке рельс для дополнительных путей, близ Termini провалилась часть уже существующего полотна дороги, ведущей к депо, и под римским солнцем оказались колонны и апсид. Парадоксально, но на апсиде, оказавшемся центральным, была изображена сцена того, как само солнце, в лице, предположительно, Аполлона, приветствует поэтессу Сапфо.

Работы были немедленно заморожены, начались раскопки. Во время войны римские катакомбы были объектом повышенного интереса самого Муссолини, что пошло на пользу гробницам, поскольку средства на изучение не были ограничены. К 50 годам огромный подземный зал, глубиной в 12 м в самом «высоком» месте и в 7 м – в самом низком, с площадью 17 на 9 м, был полностью раскопан, укреплен, засыпан сверху слоем грунта и был оборудован вход в него.
От этого помещения расходились лучи коридоров в строгой геометрической пропорции, явно рукотворных, в них работа археологов и продолжилась.
Достаточно часто впечатлительным посетителям становилось плохо, когда из какого-либо отверстия выходил один из работающих в катакомбах ученых.
В 2015 году, ведущий археолог Ватикана, председатель комиссии по археологическому надзору Ватикана, Лучилла Лабьянка дала долгую пресс-конференцию, затронув большое количество вопросов, в том числе и об этих катакомбах, рассказав о том, что реставрационные работы близятся к завершению и скоро помещение древнего храма станет доступно для осмотра всеми желающими.
Но на данный момент, пройдя несколько метров по очень хорошему тротуару с фонарями вдоль насыпи от платформ вокзала к депо, можно наткнуться на небольшое кирпичное строение без опознавательных знаков с неприметной дверью и звонком.
Дохристианские
Пока все ученые, исследователи-любители, которых в Риме очень много и туристы увлечены не заканчивающими тайнами катакомб христианских, уникальностью иудейских и загадкой синкретических, мало кто, кроме римских диггеров, интересуется дохристианскими или языческими римскими катакомбами.
В общем-то, вся информация из научных публикаций о них, это только то, что они есть. Между тем, языческие катакомбы протянулись минимум на 60 км в направлении Черветери.
Выяснилось это, разумеется, случайно. При очередных исследовательских изысканиях близ самого огромного из некрополей, оставленных этрусками, некрополя Бандитачча, был обнаружен проход в катакомбы, аналогичные римским. Это произошло накануне объявления территории города и его могильников охраняемой зоной Юнеско в 2004 году.
В вопросе римских катакомб работа Менгарелли интересна тем, что, закладывая фундамент всего, известного сейчас об этрусках, ученый высказал гипотезу, что в их захоронениях должен находиться вход в подземные бесконечные лабиринты мертвых, которые соединяют наземные кладбища, как дороги соединяют города. Но вход, подтверждающий его теорию, Менгарелли так и не нашел.
Если верить слухам в среде диггеров, то римские катакомбы соединяются напрямую с Черветери, в Риме попасть в них можно неподалеку от станции метро в 13м районе Рима — Trastevere. А именно там когда-то жили этруски, от которых сейчас осталось лишь название этого района.

Как говорят, между этими «наземными точками», есть великий зал, по размерам в разы превосходящий грандиозностью и храм под Termini, и недавно найденный «Золотой дом» и все, что смогли открыть в римских катакомбах.
В центре помещения высокий плоский алтарь. Поклонники культуры Этрурии, точнее, ее магической стороны, считают, что возможно именно тут совершались те грандиозные ритуалы магии крови, о которых даже сейчас принято говорить в полголоса.
Как бы там ни было, но если этруски пользовались катакомбами под Trastevere, кстати, это этрусское слово, то история римских катакомб намного древнее и загадочнее, чем она представляется сейчас.
Видео: тайны катакомб Ватикана.
В дополнение
В Риме очень много исследователей его истории, не имеющих никакого отношения к официальным научным кругам. Самым известным из таких подвижников является Карло Павина.
Сеньор Павина – владелец небольшого фотоателье и автор четырех «толстых» книг о подземном мире вечного города, в которых изложены очень интересные мысли о римских катакомбах.
Улыбчивый итальянец непонятного возраста, любящий посидеть и потравить городские байки в ресторанчике своих соседей, не просто любитель старины и патриот района Trastevere, исправно пополняющий своими находками местный музей, или писатель-альтернативщик. Карло Павина дипломированный археолог, пишущий и рассказывающий о том, что довелось видеть самому.
Например, о затопленной части катакомб под Колизеем, или же о катакомбах с древними гробницами под Ватиканом. Римские катакомбы под святым городом сейчас активно раскапываются, возможно, скоро в Ватикане появится еще один музей, попасть в который можно будет, не выходя из метро.

Доподлинно известно, что кровавые жертвы этому богу приносили легионеры, чьи казармы стояли близ холма Colle Oppio. Делали они это минимум до конца II века. Если святилище их кровавого бога было в римских катакомбах на соседнем уровне с захоронениями христиан, то не знать о христианах в подземелье воины, выполнявшие функции полицейских, просто не могли.
Тогда становится очень спорным исторический постулат, рассказывающий, что христиане скрывались в подземных лабиринтах от преследований властей.
Катакомбы – это огромный мир, который древнее Ромула и Рема, древнее основанного ими вечного города. Мир, лишь на крохотную часть приоткрывающийся тем, кто хочет его увидеть и хоть немного попробовать понять.
Анжелика Бральди
Ольга Парфенова
Я не люблю такие места и стараюсь держаться от них подальше.